01.11.2023
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Сенсорное
развитие ребенка - это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. В сенсорном
воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки
являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра характеризуется
определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой
обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и
ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя, и, конечно,
правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути.
Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком,
пространственными признаками.
Предоставляются
различные дидактические игры:
«Грибочки для
ежика»,
«Подбери по
цвету»,
«Собери бусы»,
«Посади бабочку
на цветочек»,
«Подбери
заборчик к домику»,
«Закрой окошки в
домиках» и т.д.
Собери пирамидку
Разложи яблоки на тарелочки (по цвету)
Разложи овощи по
корзинкам
Дидактический
материал всегда вызывает у детей большой интерес, желание
действовать. Сначала необходимо использовать красный и синий цвета, затем
желтый и зеленый. Затем постепенно можно вводить белый и черный. Для этого
необходимо подбирать предметы и игрушки интенсивной окраски.
Большинство
дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с
различными геометрическими телами (шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами
(круг, квадрат и т.д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их,
научаются различать, узнавать и т.д.
Хорошо
подобранные и правильно организованные игры на называние цветов, геометрических
фигур, пространственных признаков могут принести много пользы.
Дети раннего возраста:
- должны
ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
-
ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную
матрешку и другие вкладыши после показа);
- собирать пирамидку
по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;
- соотносить
конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением,
накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в
аналогичные отверстия на доске);
- начинать
распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий,
твердый, холодный, теплый);
- в рамках листа
проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии,
называть нарисованное.
Методические рекомендации для родителей по
созданию предметно-развивающей среды в семье. Для детей с 2 до 3 года лет.
В этот период
для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство
окружающей его среды.
· Желательно,
чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины,
металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно
отдавать природным материалам и объектам;
· Большое
значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет
возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
· Различные
движущиеся игрушки;
· Игрушки для
построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
· Игрушки, в
которых используются разные принципы извлечения звука;
· Самодельные
свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:
- банки из-под
кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком,
скрепками, пуговицами и т.д.
- шуршащие
метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.
- погремушки из
нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин,
колокольчиков и т.п.
- ожерелья из
ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и
т.д.
- шуршащие при
трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины,
палочки разной толщины из дерева разных пород.
- перевернутые
детские формочки, ведра,
- свистки и
дудочки из глины и дерева.
· Конструкторы и
мозаика;
· Разнообразные
изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин,
воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
· Игрушки
контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические),
· Емкости, с
которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать,
насыпать-высыпать и т.д.
· Книги с
большими предметными картинками.